Джокер
Итак, даю обещанный своим читателям в инстаграмме разбор по фильму «Джокер».
Важно! До того, как прочесть этот текст, рекомендую посмотреть сам фильм, он действительно того стоит. Прежде всего, потому, что каждый из нас может найти в том, что показали его создатели, что-то про себя и свою жизнь.
Итак, первые образы фильма, именно они определяют весь дальнейший сюжет: это человек, наносящий клоунский грим перед зеркалом, под громкие звуки радио, где рассказывают о заполнении мусором улиц в Нью-Йорке.
Даже не вдаваясь в глубинную интерпретацию образов, какие именно ассоциации вызывает у вас картинка человека, создающего себе маску клоуна на лице?
Маска – это способ перевоплощения, то, что скрывает наше настоящее лицо от внешнего мира. Она не позволяет увидеть, каков я на самом деле, выстраивает иной образ, который мы несем в мир.
Довольно много в психологии говорится о маске, персоне, том впечатлении, которое каждый из нас создает для взаимодействия с социумом.
Обратите внимание на интересный факт, что помимо маски Клоуна, в этом фильме показано еще несколько других масок и то, что скрывается под ними в реальности. Это
Заботливая мать (реальная мать), Свой в доску рубаха-парень (телеведущий), Хороший друг (коллега, подаривший пистолет Джокеру), Добропорядочный политик (претендент на роль мэра, якобы отец Джокера), Внимательная социальная работница. Есть одна общая черта, объединяющая все эти маски. Каждая транслирует послание: «я хороший».
В начале фильма и Джокер, из уже последних своих сил, пытается транслировать этот же образ. Добрый клоун, который старается удержаться в обществе, зарабатывать на хлеб, заботиться о маме, ходить на консультации, прописанные службой социальной поддержки.
Но зачем? Что заставляет его, несмотря на огромные личностные трудности и мучения, делать все это?
Ответ приходит довольно быстро, как только мы погружаемся в его семейную атмосферу. «Ты всегда был таким радостным и улыбчивым мальчиком», – практически первые слова, которые мы слышим от его матери.
Впоследствии становится понятно, зачем она так навязчиво внушала ему это послание. Буквально через несколько минут мы видим, как в процессе выяснения вопроса об отцовстве она закрывается от него в ванной со словами «ты слишком агрессивен сейчас, я не буду с тобой общаться». И ему приходится совершить над собой огромные усилия, чтобы показать маме, что все хорошо, он успокоился и снова стал «тем самым мальчиком». В дальнейшем мы узнаем, что его мать вовсе не настоящая, а приемная, более того, она сама страдает психическими заболеваниями и в детстве особо жестоким образом обращалась с ним.
Зачем одинокой неустроенной женщине с серьезными психическими проблемами усыновлять ребенка? Чтобы заткнуть свои собственные дыры, сделать его утешением своей жизни, контейнером для своих аффектов и печалей.
Как ведет себя маленький, до этого брошенный ребенок, когда его приковывают к батарее и бьют? Он улыбается. Почему не плачет, не кричит? Потому что мама воспринимает его только таким. А так как любой маленький ребенок полностью зависит от своей матери, отчаянно нуждается в ее тепле и поддержке, он полностью приспосабливается к её, прежде всего, бессознательным предписаниям, потому что именно они являются конечной правдой, тем самым «истинным лицом» и посланием матери.
Так у нас и формируется психологическое обусловливание, предопределенность судьбы и поступков.
В фильме мы видим, сколько стоит главному герою держать эту навязанную ему маску «счастья», а также чем все это заканчивается.
В какой-то момент герой не только сталкивается с тем, что поддерживать навязанный образ становится совсем невозможно, но и обнаруживает всю глубину обмана, благодаря которой он свою маску вылепил и продолжал носить . Любящая мать, навязчиво лелеющая идею, что он сын влиятельного человека, в его детстве, прошлом, оказывается жестоким агрессором. Ведущий рубаха-парень – равнодушным мужиком, создающим «нужный» для зрителей образ на экране. Заботливый коллега, который на самом деле просто хотел убрать его с работы. Внимательная соц.работница, которой в реальности плевать на него.
Интересно, что на протяжении всего фильма всегда понятно, почему он убивал всех этих людей. Но к чему это приводит? Ни к чему. Герой оказывается ровно в той же позиции, в которой начинал – перед работником социальной системы. И делает то же самое, что и делал в начале фильма – отвечает ей на те же самые, довольно бессмысленные вопросы.
Если чуть чуть расширить рамки и посмотреть на ситуацию и жизнь героя с точки зрения его сепарации и жизненного пути, то что мы можем понять?
Давайте будем честными, каждый из нас в той или иной степени сталкивался с обманом и ложью со стороны родителей и системы. И если вы сейчас, читая этот текст, возмущенно говорите «нет! Мои родители меня никогда не обманывали!», я напомню вам хотя бы про Дедушку мороза.
Зачем они, а затем уже мы, это делаем со своими детьми? Ради социализации. Потому что мы превращаем своих детей в «удобных» для самих себя и общества. Плохо это или хорошо? По мне ни то, ни другое. Скажем так, это неизбежно. И признаемся себе, что приобщение к системе, социализация, подразумевающая некоторое урезание собственных влечений и проявлений, многое нам дает для дальнейшей жизни.
И родители рожают детей вовсе не для того, чтобы сделать детям хорошо, а в первую очередь для собственных нужд, счастья и удовольствия, для того, чтобы удовлетворить биологический инстинкт или социальный запрос.
Проблемы начинаются тогда, когда мы совсем не видим в другом, в своем ребенке, отдельное живое существо и посредством обманов и манипуляций делаем его функцией для обслуживания собственных нужд.
И вот такой ребенок, в нашем случае это Джокер, обнаруживает подлог и обман. Что ему делать? Бороться с мамой? Мстить? Убивать? Но мы увидели, что это не приводит ни к росту, ни к процветанию, ни к развитию.
Остается еще один вариант – уходить. Уходить в свою жизнь, создавать ее теперь уже самому, зачастую с нуля. В психологии этот процесс называется сепарация. Порой уходить мучительно трудно, потому что кто ж просто так отпустит свою «функцию», которая про занять , повеселить, ну и плюсом еще может стакан воды принести.
Или потому что уже нет ресурсов, как у Джокера, ни в виде заработка, ни в виде хотя бы относительной психической стабильности, ни в виде социальной включённости в мир, позволяющей найти в нем поддержку. Он все потратил на создание и поддержание Маски.
Кстати, пока я смотрела фильм, подумала о том, что огромной функцией психотерапии являются «выяснения отношений с родителями». Нас, психотерапевтов, часто ругают за то, что мол мы все про папу и маму. Но на самом деле, когда клиент, вместо того чтобы нести все свои боли и обиды в родительскую семью, приносит их в терапию и прорабатывает в ней, это бережет и родителей, и клиента.
А что было бы, если бы Джокер не обнаружил правду? Это видно в начале фильма – по рассказам мы знаем про психиатрическую клинику и длительное лечение. И с каждым таким витком его жизненная ситуация становилась бы все хуже и хуже, вплоть до смерти.
Еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Это образ радио, телевизора, газет. Я уже писала выше, что фильм начинается под звуки радио, и это сделано не случайно. Мама, которая постоянно смотрит телевизор и ждет, что ей расскажут. Джокер, который смотрит телевизор и для которого «телевизором» на определенном этапе также являются его мама, друг, другие комики… очень показательна в этом смысле тетрадь, где он записывает не только размышления о жизни, но и то, каким ему нужно быть.
По сути, во все эти «телевизоры» включая реальный, он смотрит для получения предписаний и созданной другим картины реальности. Зачем? Это очень обыденная история про зависимую детскую позицию: мама и папа расскажут, что такое хорошо и что такое плохо, дадут свою оценку жизни вокруг, расскажут, как себя нужно вести, а я буду делать все, как они советуют и буду счастлив. В норме мы все так поступаем, но как я уже писала выше, эта информация может быть ложью и поэтому она всегда нуждается в личной проверке. Но если брать все на веру без фильтрации, то это становится перекладыванием ответственности за свою жизнь на других в чистом, незамутненном виде. В такой позиции я никогда не виноват, я всегда жертва. Жертва обмана, обстоятельств, плохого отношения. Что мы и видим в фильме.
Про «детскость» также великолепно показано через массовые протесты, которые Джокер создал своим каминг-аутом. Что печально и забавно одновременно – ему плевать на мусор и на власть, но он становится «предводителем» борьбы с властью. Причин две – каждый из нас в той или иной степени Джокер, а те, кто больше всего совпадают с ним по личным проблемам и внутреннему мироустройству, резонируют с ним сильнее всего. И он заражает их своим психозом. Здесь очень точно отображается возникновение феномена массовой истерии.
Но что делают эти люди? Они открыто идут протестовать и требовать соблюдения своих прав? Нет, они прячутся под маску клоунов, боясь показать свое лицо, и крушат в этих масках все, что попадается им по пути. Это подростковый бунт, когда я уже требую, но еще не вырос, не хочу отвечать за свои действия. И сам Джокер, кстати, так и не снял маску перед публикой, не показал свое истинное лицо, что очень символично. Кстати, предлагаю подумать и вспомнить, не напоминает ли вам показанное на экране некоторые реальные события?
Ну и отдельный поклон создателям фильма за огромное количество мелких точных зарисовок.
Например, в какой-то момент мы узнаем, что одним из диагнозов матери является нарциссическое расстройство личности. Как это подтверждено в фильме? Очень элегантно, на мой взгляд. Мама бредит идеями о том, что именно Томас Уэйн, богатый и влиятельный человек, на которого она когда-то работала, является отцом ее ребенка. А почему не какой-то другой человек, ее сожитель например или другие мужчины, с которыми она неизбежно сталкивалась? Но тогда это не будет так грандиозно. «Ты так похож на него!»,постоянно повторяет она, глядя на сына. Потому что теперь она уже нарциссически расширяется за счет своего ребенка, ведь если он сын такого влиятельного отца, то она тоже становится причастной к этому миру. Этот эпизод, кстати, очень хорошо показывает, что в каждом бреде присутствует своя глубокая логика.
В общем прекрасный фильм, с огромным количеством затронутых тем из жизни общества. Я получила огромное удовольствие от просмотра, надеюсь, и вы тоже.
психолог, гештальт-терапевт Александра Алексеева
Я тоже видела этот фильм. Он тронул меня до глубины души. Вы так правильно «разложили» все роли. А я почему-то стала примерять роль той матери на себя! (Нет, я не врала и не вру своему ребёнку! Но ей сейчас очень плохо. Она проходит терапию. Возможно речь идёт о том, что мы с ней не сепарировались) И вообще все роли можно примерить к себе: равнодушный телеведущий, коллега и терапевт. Ведь мы их время от времени играем! А как Вы думаете?
Да, замечательный фильм, была в легком шоке от такой реальности, что даже не стала желать увидеть Америку! Конечно ваш анализ ещё больше раскрыл тёмные стороны персонажа, благодарю!
Круто! Такое отличный разбор, и такой резонанс в сознании, не могу передать эмоции, спектр от бунта до восхищения.
Всё…теперь я хочу посмотреть этот фильм!!! После такого разбора по-другому быть не может!!!
Александра, как глубоко! Спасибо, интересно, а создатели фильма знают, о чем их кино на самом деле?)))
Не смотрела фильм. Но вы так детально про него рассказали, теперь хочу посмотреть его
Хотя я раньше думала, что этот фильм — ужас (не люблю ужастики) но теперь думаю посмотрю
Большое спасибо! Обязательно посмотрю фильм! Фильм Капернаум, если смотрели можете сделать обзор? Смотрела, ревела.
Очень понравился формат, очень интересная дл меня статья, спасибо!
Добрый день ,Александра.Благодарю Вас за эту статью .Фильм очень отозвался .Меня позвал на этот фильм мой бывший муж и сказал ,что мне скорее всего будет интересно .Мне 43 года и до сих пор разгребаю отношения с мамой особенно так как родители развелись ,когда мне было 4 года .В Джокере я увидела себя .Плакала весь вечер .Только у меня родная мама ,с неустроенной женской долей .Била нас братом розгами,проводом от утюга ,стояли на соли и на горохе в углу и нам запрещали плакать ,а то мама будет ещё больше недовольна и мы мешаем спать так как стояли ночами в углу .И у меня выработалась Маска ,когда меня бьют я улыбалась .До 15 лет закрывалась дверь в комнате снимали с нам нижнее белье и били по голому телу .На людях любящая мать ,а за закрытыми дверями человек менялся .Я любила отца ,убегала к нему ,но мама приходила с лозиной и гнала домой через весь посёлок и дома я получала ещё больше .А отец не мог или не хотел на это повлиять и так у меня родилась к мужчинам Жалость .Так как отец при встрече часто был выпивший и плакал.А я себя чувствовала ,какой-то большой и взрослой.Мы с братом работали ,мыли полы в 5 этажном институте на протяжении 9 лет каждые выходные .Мне 7 ,ему 9 лет .Зарабатывали на преть себе ,как говорила мама.Брат не обижался на мать и ругал меня ,что я не Слушаю ее,а делаю по своему и мне прилетает за это .Брат умер в 36 рак головного мозга .Жил с мамой .Я ушла из дома в 17 лет
Подтверждаю… обнаружила у своей мамы нарциссическое расстройство благодаря работе с психотерапевтом и Вашим ответам на вопросы в инсте. Мой терапевт намекал, что у мамы есть какое-то расстройство, но подтвердил это лишь тогда, когда я сама вынесла вердикт. Также добавил, что я — ее нарциссическое расширение. Прочитала о чем это. И это страшно. Быть в своей голове тенью своей мамочки. И всегда не дотягивать. Будучи при этом довольно яркой и сильной личностью. С сильным характером!
Получается, что обнаруживать «свое лицо» в 35 лет начала, когда пошла в терапию. Сепарация трудно и страшно мне далась. Прошла через нервные срывы, скачки давления, дофаминовый всплеск, таблетки, психиатра, клинического психолога (у меня абсолютная норма, согласна нескольким специалистам). Довела себя мыслями о себе чуть не до самоубийства. Все искала что со мной не так. Меня сводил с ума страх, что я ненормальная. Внушенный мне с детства. Мамой. И все приступы запускались именно с ней. А почему ненормальная? Потому что сопротивлялась нездоровому старшему брату. Орала, била его, когда он меня доставал. Когда обижал маму и бабушку. «Он же больной» , а «ты же девочка». Про том, что никто ему диагнозов не ставил. Никто не лечил. А зачем? Терпи. И молчи. Получай от него. «Ты же ненормальная, сама нарвалась. А зачем ты ему отвечаешь?» А я не могла молчать. Все внутри меня сопротивлялось такому отношению. С другой стороны мучали мысли о том, что я ненормальная. Внутри себя я была неадекватным чудищем. Ведь мама так сказала! Такое вот расщепление! До сих пор диву даюсь как моя головушка выдержала все это! Маска моя отдиралась долго. Несколько месяцев трясло. Тревога зашкаливала. И постоянные вопросы к себе, я ли это делаю? А нужно ли это мне? Будто расфокус внутри. Тотальное недоверие себе даже на уровне что сьесть, каким путем пойти домой.
Теперь я понимаю, что я здорова. Если накатывает тревога, анализирую ее источник. Это может быть банальная усталость а может обстоятельства жизни требуют изменений, а может актуализировалась какая-то травма и нужно ее дополнительно проработать. В целом, если чувствую, что в голове «нехорошо», мутно, а на душе тоскливо, я понимаю, что психика ищет ответ на какой-то вопрос. Значит нужно обратить внимание на какую-то часть себя. Исцелить. Согреть. Интегрировать.
Теперь учусь жить собой. Чувствовать себя. Отбрасывать наносное. Переживать свое несовершенство. (Особенно в отношениях с мамой!!!) Принимать свои теневые качества. Агрессию, раздражение. Знаю теперь, что они помогли мне когда-то отстоять себя. И свою психику.
Теперь фокус держу на себе. Думаю о своих выгодах. На связи с психологом и ваши курсы мне в помощь. Изо дня в день выстраиваю свою жизнь.
Опубликуйте пожалуйста. М.б. это поддержит кого-нибудь.
Благодарю! ❤
Спасибо большое. Все точно до жути
Александра, спасибо за анализ фильма!
Александра, блргодарю
за анализ фильма!
Фильм великолепный, смотрю его периодически. После прочтения статьи захотелось ещё раз посмотреть. Благодарю за Ваш разбор, много инсайтов словила)
Спасибо за статью!! Я не могла понять почему соотнлшу себя так сильно с Джокером! Теперь все ясно!!